Собственный опыт

Как мне удалось стать харюзятником. Моя ловля хариуса на реках

Друзья мои!

Приветствую Вас и поздравляю с календарным праздником «День Рыбака».

С этого дня на блоге организовываю новую рубрикуХариус, собственный опыт и начинаю публикацию своего увлекательного становления как рыболова, специализирующегося на так называемой: ловля хариуса на реках. Моей самой любимой и желанной рыбке! Кому будет интересно, наберитесь терпения — повествование будет весьма долгим, местами поучительным, местами просто воспоминаниями. Типа мемуарами. Возраст мой подсказывает, что пора уже:)

Итак!

С чего начинается настоящий харюзятник?

Что его определяет таковым?

Это ведь не обязательно огромное количество пойманной рыбы. Хотя этим гордятся многие. Не скрою, я был такой же. Только в последнее время стараюсь сдерживать себя в этом. Главная причина – опыт, который приобрел за эти годы как в повадках хариуса, так и в изготовлении мушек для его ловли. Вот сейчас мне его жалко ловить в огромных количествах. Или может я стал сентиментальным.

А процесс познавания оказался не таким уж и быстрым. Растянулся на годы и я счастлив, что всё было именно так, как было. Наверное, главным образом, что все хотелось познать и дойти самому. Конечно, кое-где подсматривал, кое-кто делился своими советами.

Большая часть, встреченных мною рыболовов, уверяла меня, что именно вот эта их мушка лучшая и ты, т.е. я, никогда не останешься без рыбы. При проверке все выглядело не так радужно, как рисовалось. Либо я не угадывал время, либо погоду, либо улитки не в ту сторону ползли – увы, надежными их назвать было никак нельзя.

Вывод напрашивался один – надо было научиться делать мушек самому!

Никогда не забуду свои первые годы и опыты ловли хариуса в горных речках Приморского края. Эх, Синанча, Синанча (это речка таежная такая) – тогда название звучало для меня как музыка. Спасибо Евгению Васильевичу Цесарскому (за глаза называем его «патриарх», стаж рыбалки на горных речках с 1975 года, правда все по старинке, да и рыбы в то время было немеряно), который взял меня в первый раз 21 октября 1990 года на эту горную речку.

Синанча!

Все произошло для меня внезапно, и я практически без подготовки отправился с ним, в неизвестность. Было довольно тепло для того времени года. Прибыли около 3-х часов ночи, отметили это событие и легли спать в машине. Наутро нас завалило снегом и нам чуть ли не по колено пришлось идти по тропе вверх по неизвестной мне горной речке.

Синанча
синанча

Для меня, городского жителя, это хождение по тропе в дремучем лесу – тот еще адреналин. Куда идем, как мы выберемся, что нас ждет впереди? Вопросы роем. И подленький страх уже вылезает со всех моих захламленных закоулков сознания и спрашивает «Ну и какого хрена ты тут забыл?».

Но все обошлось!

Мы дошли до места назначения, и на нас никто не напал (видимо мы им по барабану) и мы ничего не повредили, не потеряли.

Стали готовиться к рыбалке. Собрали удочки. (Это отдельная история, если кто помнит эти монстроидальные телескопические стеклопластиковые удочки длиной 4 м и с неимоверным весом. Которые к вечеру хотелось выбросить).

Но не это главное.

Главное было в том, что надо было заходить в воду, что надо бросать снасть с крючками под ноги и при этом еще шурудить камни под ногами. Это так не укладывалось в голове и, наверное, это было написано у меня и на лице, потому как Жека сказал «Хватит филонить, давай шевелись!».

А ловить приходилось на червяка, обычного навозного. Ну, слава богу, с этой наживкой я был знаком с 4-го класса школы и с этим у меня не вышло затруднений.

Первый улов, первые проблемы

Первым, как и положено новичку, поймал рыбу я. Длиной примерно сантиметров 20. Она для меня была совершенно неизвестной и такой красивой. Посозерцав его несколько мгновений и узнав от напарника, что это чудо называется ленок, я отпустил его восвояси. Вторым попался приличный хариус, приведший меня просто в восторг. Это был первый пойманный мною хариус в жизни. Вдоволь налюбовавшись, отправил его в… «побирушку».

Примерно в это же время почувствовал противное мокрение в левом сапоге. (Сапоги рыбацкие, только вот заходил я в них в воду раньше до колена, а они потекли по сгибу выше колена). Сознаваться в этом напарнику не хотелось, продолжал стойко это переносить. Данного качества характера во мне хватило на пару часов, и я стал похож на посиневший баклажан, которого уже трясло, как от недельного запоя.

Жека побурчав немного согласился, что надо идти обратно. Решили построить стан, приготовить обед, заклеить рыбацкие сапоги и хорошенько отдохнуть. Кстати, вызвавшись готовить я допустил оплошность, которую Евгений Васильевич припоминает практически каждый год на горной рыбалке в новой компании.

икра хариуса

Дело в том, что выпотрошив и почистив пойманную рыбу он сложил икру хариуса в миску, а сам спустился к берегу заполнить чайник водой. Так как уха была практически готова, я не задумываясь отправил икру в уху. Дальше вы можете представить сами все те не лестные слова от него в мой адрес.

Позже я понял, почему не надо было этого делать? В соленом виде с лучком и маслом икра хариуса просто объедение.

К чему это такое длинное вступление?

Терпение мой друг, терпение!

Значимая встреча на реке

Значимое для меня событие, в части ловли хариуса на мушки, произошло на следующий день!

Так как мы хорошо отдохнули и были полны сил, поэтому по тропе зашли гораздо дальше, чем в первый день. Погодка была просто на загляденье. Легкий морозец, солнце и тишина, в смысле нет ветра. Согрелись отлично, даже промокли от пота. Начали рыбачить.

Ловилось, на наш тогдашний взгляд, хорошо.

Через некоторое время мы начали подмерзать. Руки скукошились и каждая наживка червяка уже давалась не так легко, как в начале. А хариус как назло издевался над нами, безнаказанно снимая с крючка предложенного ему червяка. Беззлобно матерясь и подбадривая себя мы продолжали рыбалку спускаясь вниз по течению этой удивительной и красивой горной речки.

Через часа три мы увидели человека на берегу, который знаками звал нас подойти к нему. Через несколько минут общения стало понятно, что ему очень плохо, ему надо опохмелится и что он видел у нас в машине водку (причем машина была не замкнута). На вопрос, почему он не взял ее – категорически замахал головой так, что я стал опасаться, что она удержится на месте. Таежный закон в то время все еще соблюдался. Уходить не хотелось, и помочь хотелось, в лесу же находимся. Поплелись обратно.

Прибыв на место, разложили стол и «угостились» чем были богаты. После того как «кондрат» покинул нашего гостя в благодарность за наше гостеприимство он решил нас одарить. Так он сказал. Достал откуда-то из своих внутренностей приличного размера коробку, в которой как мне тогда показалось, было около сотни мушек. Причем первое впечатление было – это шедевры. Каждая головка на крючках была гранёной, и сверкали они на солнце прям, как самоцветы. Ну, и нитки тоже были разноцветными. Вся эта гамма меня завораживала.

Удовлетворившись произведенным эффектом он торжественно вручил нам по две мушки со словами: «Эти завтра будут ловить?»

Поболтав с нами еще немного «о том, о сём» он пошел искать своих односельчан. (А до деревни, откуда он – 60 км). Больше мы его не видели никогда, хотя еще четыре года ездили на ту горную речку. А вопросов к нему после этой таежной рыбалки у меня была масса.

Третий день

На третий день поднявшись до того же места, с которого мы начинали предыдущий день и вооруженные новыми мушками (но с червяками за пазухой) начали. Ловить – здесь это слово просто неуместно. Потому как каждый заброс удочки через мгновение уводил поплавок под воду и хариус ловился жадно и без срыва. Азарт был такой силы, что мы забыли обо всем на свете.

Но первый же приличный ленок оборвал нам по одной из мушек. Не задумываясь, привязываем еще по одной и минут через двадцать остаемся без ничего.

Тупо смотрим друг на друга. Пытаемся вспомнить какого цвета и формы были аборигеном связанные мушки. (Лично у меня была фиолетового цвета, или что-то около этого, а вторая розоватая). У Женьки точно была одна коричневатого цвета. Осмотрев свою одежду я не нашел на себе ни одного неприличного цвета, а вот у Жеки свитер был коричневого цвета.

И вот добыв из его шмурдяка шерстяную нитку нужной длины, я попытался связать прямо у него в руках подобие мушки при помощи рыболовной лески и какой-то матери. Хрень получилась откровенная, но с этой минуты я уже никогда больше не останавливался в поиске и изготовлении разнообразных мушек для ловли хариуса.

Мы даже умудрились поймать несколько хариусов. Но связанные мной мушки быстро развязывались и приходили в негодность. Чтобы больше не мучиться перешли опять на червяка и дорыбачили до конца дня.

Важное заключение

Четвертый день ничем особенным не запомнился, видно стерся из памяти. Давненько все было. Но в целом вся эта рыбалка оставила свое неизгладимое впечатление.

Еще толком не разобравшись во многих премудростях, я лишь прикоснулся к этому великолепию — интуитивно понял – это моё!

И в заключение, видео о ловле хариуса с названием «Хариус, особая любовь рыболова к нему!»

Оглавление заметок этой серии:

1. Как мне удалось стать харюзятником
  2. Хариус. Мои неосознанные попытки подбора «ключа» к нему
  3. Хариус начинает интересоваться моими произведениями
  4. Радостные и горькие уроки ловли хариуса
  5. Не останавливаюсь, совершенствуюсь…
  6. Скачать целиком весь этот мемуар в формате .pdf можно отсюда.