Ловля хариуса в сентябре на любимой горной речке

Доброго времени суток мой читатель и мечтатель!

Так долго ожидаемая вожделенная поездка в горные края с чистыми холодными речками с их обитателями наконец-то состоялась! Планировали её чуть ли не за месяц, поэтому отменить это мероприятие мы никак не могли. И только приход Сахалинского тайфуна отложил наш вояж всего на один день.

Целью была, как и в прошлом году, речка Сагдзы. Нравится она нам своей уединенностью и практически полным отсутствием нашего собрата в тех местах, куда нас заносит. Сама речка довольно сложна для ходьбы и собственно рыбалки. Огромное количество заломов и завалов заставляет напрягаться, что поддерживает нас в постоянном тонусе. Ошибок не прощает, поэтому иногда и "купаемся" в её освежающих водах.

Надо заметить, что она так коварна только тогда, когда "отваливает" от сопок и утекает куда-то в равнину, в болото. Вот и приходится скрепя сердце терпеть её "шуточки". Моему напарнику Евгению Васильевичу терпения явно не хватало и приходилось заканчивать дневную рыбалку досрочно.

В этот раз мы выбрали новый маршрут на карте и прямо-таки с первого раза попали именно туда, куда вела виртуальная дорога в компе.

Наш бивак на поляне

Нас встретила огромная поляна когда-то служившая лесоскладом у леспромхозников. На удивление ровная и не загаженная. Следы присутствия туристов, рыболовов отсутствовали вообще. Что очень даже радовало, а наличие "под боком" чистого ручья было как находка. В общем место полюбилось и мы принялись быстренько обустраиваться. Но, сначала рыбалка... Не, неправильно, отметили бурно и эмоционально сам приезд! А, вот теперь на рыбалку:)

Дорога с ручьем к речке

От поляны вдоль ручья идет дорога к речке, по которой ходьбы-то метров 300...400, поэтому совершенно быстро и незаметно мы оказались в бурных струях воды готовые принять первые поклевки нашего любимого хариуса.

А вот с этим делом начались затруднения. Надо сказать, что прошедший тайфун все-таки своим наглым крылом захватил наши края, пролившись немаленьким дождем вызвав прибавку воды в речке. Хариус выставлял свойственные ему в этих условиях капризы. Клевал, по большинству, только один раз и если его не удавалось подсечь, второй поклевки на эту же муху можно было и не дождаться. Смена мушки порой приносила кратковременный результат.

Первые хариусы осени

Короче, через пару часов (или около этого), наша, и без того небольшая речка разделилась пополам и мы не угадали повернув направо, потому что этот чёртов рукав просто взял и утёк в болото из которого мы еле выбрались. Нехотя сворачиваемся и как лоси ломанулись через чегорняк к нашему биваку.

Итог, 22 хариуса, из них пяток недомерки, остальные вполне приличные. Ну и ещё парочка леночков общим весом в полКГ - только для ухи, остальные были отпущены. (Кстати леночков было очень много, уж очень любит он вот такие вот закоряжники).

Обдирчики

Ну а дальше вы догадываетесь что было. Поедание приготовленных нами рыбных деликатесов под стоооо граммов, чай, неспешных разговор у костра и крепкий оздоровительный сон в палатке в теплом уютном спальнике под убаюкивающий говорок ручейка и трубные раскатистые звуки рёва изюбров в тайге.

Вот такая вот романтика!

На второй мы через сопку Сагдзы рванули к нашему заветному и проверенному плёсу этой речки. И он как всегда не подвел.

Красота

Вода совсем просветлела и хариус, уже более охотно подвергался нашим обманам его мушками. Конечно же, он ловился не так как в середине октября, но все же гораздо лучше, чем вчера. Да и места были хорошо нам знакомы. Мы знали, где и чего ожидать. В общем, благодаря этому дню нам было чего привезти домой и отчитаться за потраченные литры и километры.

На третий день мы решили пройтись от развилки по левому рукаву в надежде, что он будет лучше правого. Но тщетно, через двести метров он задал нам такой квест на прохождение его заломов, что мой напарник наотрез отказался его преодолевать, как я его не упрашивал. Всё! Game Over как не прискорбно мне об этом сообщить. А мне хотелось дойти до пересечения Сагдзы с ключом Встречный.

Но это будет в другой раз и будет другой рассказ...

Подпишись на мой канал "Любимое время жизни", чтобы смотреть видео о рыбалке на горных реках и не только...

Сплав по реке Катэн за 8847 взмахов весел

Приветствую тебя мой друг путешественник и рыболов.

Давно планируемая экспедиция почти состоялась, если бы не одно НО...

Теперь всё по порядку.

Лет 5 уже, наверное, мы всё планируем сплавиться по Катэну от Сагдзы до Бедового ключа. И если раньше в основном причиной были наши организационные неурядицы, то в этот раз всё шло чётко по плану.

В чём он заключался?

Двумя группами, всего 7 человек, с 16 по 20 сентября, хотели одолеть 2 участка сплава по Катэну. Один от Бедового ключа до п.Солонцовый, второй от места чуть ниже впадения Сагдзы в Катэн и до Бедового.

Двумя машинами едем в п. Солонцовый, там перегружаемся в мою, а Теранчик оставляем в огороде одного из местных аборигенов. Оттуда рвём далее на юг, до п. Южный, где нас ожидает ещё одна машина с "больными" экспедиционерами. После короткого приветствия движемся до известной беседки на этой дороге, которую мы не разу не пропустили за все годы поездок в эти места. Коротко, не рассиживаясь, "отмечаем" начало осеннего рыболовного сезона и ещё несколько тостов, по казалось бы значимым для нас событиям.

Знаменитая беседка на трассе Катэн

Все приятно возбуждены и горят желанием добраться до второго пункта нашего плана, т.е. добраться до места (я уже описывал его не раз здесь) где нас четверых высадят, а машины отгонят на "пятак" Катэна чуть ниже кл. Бедовый, и они втроем поплывут до п. Солонцовый. Мы же сплавляемся до "пятака" и оттуда на своих машинах разъезжаемся по домам.

Всё шло замечательно. Погода, как вы помните в то время, стояла почти летняя. Ничто не омрачало наше путешествие, даже порезанное колесо при преодолении куска дороги, по которой можно было и не ехать.

Первый и последний прокол

И когда до цели оставалось не более 5…7-и км мы натолкнулись на непреодолимое препятствие, разрушенный мостик через какой-то ключ. Причем на дороге были видны следы крупно-габаритной техники, с помощью которой, как нам показалось был демонтирован этот мост. Объездов справа и слева не было, а крутые откосы отбивали напрочь охоту их штурмовать. Также поперек дороги перед мостом было положено исполинское бревно, предупреждающее всех направляющихся в эти края о возможности нырнуть с ходу в воду.

Постояли в отчаянии, поматерились (представьте проехать 532 км и... ни к чему не приехать!), а так как время неумолимо катилось к вечеру, а нам нужно было чем-то рыбным обеспечить себе ужин. Выпитое небольшое количество накануне требовало продолжения "банкета" да и жрать хотелось по-настоящему.

Разворачиваемся. Ближайшая речка с хариусами от нас была левая Сагдзы, где мы бывали уже не раз, туда и двинули. Спустя час обосновались на пятачке у мостика этой речушки, и отдались вволю тому, кто чего хотел в это время. Тем более животный и рыболовный голод давал о себе знать вовсю!

Рыболовный голод

Если кто-то из вас бывал на этой речке (а следов пребывания "двуногих" там превеликое множество), то, наверное, помнит, что больше трех человек она не "вынесет", там негде развернуться. Итого трое пошли вниз от моста, двое вверх. Примерно через час было поймано нужное количество хариуса для создания простых вкусных кулинарных шедевров, которые могут быть сделаны только там, и только в тех условиях, и только в окружении той атмосферы приподнятости и практически счастья (по крайней мере я так себя ощущал).

Дальше описывать нечего, думаю, многие из вас проходили то задушевное общение с воспоминаниями всяких курьезных случаев, с хохотом, с песнями во всё горло и бесконечной чередой сменяющих друг друга емкостей с различного рода горячительных жидкостей. Короче, к полуночи все "наелись", как говорят сейчас "в хлам".

Рано утром следующего дня с горем пополам растолкал с Олегом "уставшую" команду. Мы не могли позволить себе роскошь проваляться до обеда, тем более нам предстояло еще ехать до Катэнского "пятака" почти 3 часа. Поэтому сворачиваем стойбище и отчаливаем.

Так как первоначальный план поломался полностью, ещё вечером решили, что плывем всей группой до Солонцового, потому что, по-хорошему, выбора у нас не было.

Пока ехали до "пятака" решили тормознуться на Бедовом ключе и пробить его на наличие хариуса. Разбились на три группы по трем маршрутам.

Воды в речке было много, и она была откровенно грязная. Думаю, это было главной причиной неактивного клева нашей желанной рыбки. И всё же к 3-м часам дня, более-менее с уловом мы собрались в условленном месте. Да, в Кабибыле были пойманы 4 зачетных ленка, их очень не хватало в первый день для приготовления нашего традиционного в таких случаях Хе, с лимонным соком. Ну что ж это не помешало нам полакомиться им во второй день.

Принимаем решение заночевать здесь и помышачить. Да, я проверил вечерний сумеречный клёв хариуса на плёсе. Это просто нечто. Клёв просто сумасшедший. Пофиг на какую мушку. Я был один на речке и поэтому отдался вволю этому кайфу. Хорошо отрезок времени совсем короткий, а то бы я изничтожил неприличное количество хариуса. Азарт этот трудно контролируем. Когда поплавок стал неразличим, я поплелся на стан и пришел почти в полной темноте.

Мышкование прошло "серенько". Из трех Арбогастов только на один "повелись" три ленка, и только один из них зачетный.

Утром загрузились каждый в свою лодку и с песней "Раскинулось море широко" заскользили по реке в неизвестность.

И действительно Катэн, чем дальше, тем всё больше и больше был похож на реку. В довольно редких местах были перекаты и отстатки былых заломов. Рыбалили в основном у островов разбивавших Катэн на протоки. Хариус ловился сносно, в основном средний и мелкий. Крупных не было вообще. Блеснение на всем протяжении почти ничего не принесло, хотя мест прекрасных для этого было предостаточно.

Катэн

Так с шутками, перекусами и "похмелками" без излишеств, допилили до первой ночевки.

Перекусы на Катэне

Место выбрали так- себе. Но сопка напротив нас была очень красивая, по-осеннему.

Катэн

Мышканули, и опять без удовлетворения. Несколько ленков в зачете и вот в принципе и всё.

Хмурое утро

Утром, когда отчалили и проплыли несколько км стало понятно, что река всё больше увеличивается и харюзинных мест становится всё меньше и меньше приняли решение плыть до конца, до п.Солонцовый с остановками в перспективных с нашей точки зрения местах.

На нашу последнюю пристань в этот день мы прибыли часов в 6. Забрали Теранчик и втроем покатили на пятак за оставшимися там машинами. Развлечение ещё то! 200 км туда и 200 обратно, по лесовозным дорогам, да в тумане, да под обрушившимся среди ночи на нас дождем..., короче только к 6-ти утра пригнали наши транспорты. Я так спать никогда ещё в жизни не хотел.

Часов в 10 мы с хмурыми лицами уложили весь свой шмурдяк по нужным машинам. Почему хмурыми? Не знаю, почти всегда так. Наверное, потому что все знают, что надо опять на "любимую" работу, к бытовым передрягам да и вообще контраст между тем, что пережили за эти дни и тем, что нас опять ожидает - просто разителен, оттого и нет настроения при окончании всех подобных мероприятий.

Добрался домой без приколов, если не считать смертельное желание «спать», которое «заедал» всю дорогу сухими невкусными галетами. Без них уснул бы точно.

На видео, выложенном ниже, ничего рыболовного нет. Просто покатушки по реке. Мне довольно редко удается сплавляться по горным речкам, поэтому это короткое видео посвящено в основном самому процессу сплава и окружающей красивой природе.

Катэн

Мне всё очень понравилось (несмотря на небольшие шероховатости) и я благодарен всем своим друзьям, которые разделили со мной это увлекательное время пребывания на реке.

Оцените 1-й выпуск журнала этого блога. Давно планировал, и, вот, наконец-то...

X

Друзья мои! Вышел 1-й выпуск моего журнала этого блога и это, как бы, его презентация.

Ознакомится с содержанием журнала можно скачав его ссылке.
Оценивайте, делитесь, предлагайте идеи.
Готов к разным разумным предложениям.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Захватывающая рыбалка на хариуса наперекор всем передрягам

Отпуск этого года начался, как и положено, по утвержденному шефом предприятия графику, а вот первый выезд совершился только спустя 11 дней. Извелась моя душа за это время, просто невмочь.

Началось всё с того, что надо было, как мне казалось, немного подремонтировать ходовку моего верного железного друга. И как это бывает с "уставшими" авто, работы оказалось непочатый край. Короче зависла она бедная аж на 4 дня.

Затем у моих напарников-друзей складывались обстоятельства так, что приходилось опять ждать.

И наконец, ура, 16.10.2014 года, мы с необычайным воодушевлением отправились в наше первое осеннее путешествие к таежным запахам, горным речкам с её обитателями - прочь от всех неурядиц и бытовой толкотни.

Были, конечно, в этом году планы сплавится, но опять, как и в прошлом году, некоторые товарищи твердо обещавшие, что мы порвем тельняшку, если не поплывём. И в результате и не поплыли, и не порвали. Ну, да и ладно! Нас это никогда не останавливало. Есть цель, есть транспорт, и есть ноги - на всё остальное нужно только время!

Думаю, что любой из нас теперь приаттаченный к интернету прежде, чем куда переместиться, естественным образом смотрит в тот район, на состояние погоды. Будет ли ему счастье в виде уходящих теплых солнечных дней, или противная холодная капель за шиворот. Вот и мы готовились-готовились и, наконец-то, дождались дождя. Короче, картинка прогноза погоды выглядела весьма угрожающе, но там были и хорошие дни. Да даже если бы камни сыпались с неба, нас наверняка и они бы не остановили.

Прогноз погоды на 4 дня

Судя по скриншоту, как вы видите, отправлялись мы в район реки Бикин и в этот раз название речки обнародовать не буду, хотя раньше никогда не скрывал этого. Слишком она небольшая и большого количества нашего брата, она просто не выдержит. Ну об этом потом, а сначала, как уже заведено, по нашей устоявшейся традиции мы посещаем Катэн в районе впадения реки Сагдзы.

Но и это даже не совсем так.

Изначально хотелось пройти по среднему течению этой замечательной речки от мостика, который находится на левой Сагдзы и до слияния основной речки с ключом Встречный. Причем нужно было найти его в темноте и под непрекращающимся дождем.

На мосту, к нашему приезду, уже табором стояли наши братья по разуму и после быстрого знакомства, один из них очень жалостливо начал "канючить", чтобы мы продали им водки. Что-то эта просьба не вызвала у нас обратного отклика и, забегая вперед, скажу, что и нам самим, наших же расчетных запасов не хватило на всё отведенное на рыбалку время. Ну никак не получается запастись так, чтобы и порыбачить с удовольствием и не скучать в последние дни у богато накрытого стола с пустыми рюмками.

В общем не удалось нам ночью найти те места, на которые ориентировались глядя на карту и, как уже было сказано выше, мы оказались на Катэне. И даже не на нём, а примерно в километре от него. Потому что дорога далее к нему совсем уж старая и конченная, а у нас, как оказалось, отказал передний привод. Вот так возникла и ещё одна тема для ремонта, причем внезапно и в самый неподходящий момент.

Быстро, чтобы не сильно промокнуть под дождем разгружаем необходимые вещи, ставим палатку (благо, что её устройство позволяет сделать это очень быстро), вешаем в неё "люстру", накрываем имеющейся у нас снедью стол и отмечаем приезд как положено в таких случаях.

Засыпали в теплых уютных спальниках под аккомпанемент мелкого убаюкивающего равномерного дождя и в тот момент волновала только одна мысль - на сколько может подняться вода в речках от него.

С рассветом "маросейка" прекратилась. Всё вокруг набухло и раскисло от влаги. Казалось, что даже хвойные иголки стали в два раза толще обычного. Окружающие нас сопки курились туманом. Но самым необычным было эхо в этом месте. Даже от простого разговора оно разносилось до космических широт, не говоря уже о крике. Забавно было, и мы немного поразвлеклись этим явлением.

Общими усилиями соорудили небольшой орочонский костер, согрели и попили невероятно вкусного чаю (на ключевой воде всегда получается такой), экипировались в соответствии с погодой и бодро двинули в сторону реки.

Дорога на Катэн

На берегу оказалось два стойбища из таких же как мы коллег рыболовов в количестве пяти человек (это уже много для небольшого участка реки). После приветствия и короткого знакомства, поплелись по тропе вверх. Поймал себя на мысли. Ну вот кто мы для них и они для нас? Мы же никогда не виделись ранее, не планировали встретиться в этом месте и в то же время знакомство и обмен рукопожатиями был вполне искренен, я это прочувствовал как-то особенно и мне было приятно. Надеюсь им тоже.

Река Катэн в районе Сагдзы

Пока шли по тропе выглянуло солнце и таёжный мир стал проявляться во всей красе. Всё вокруг стало оживать и сверкать. Моё ощущение восторга не покидало до тех пор, пока к нему не стал понемногу привыкать. Даже как-то жаль стало, что человек ко всему быстро привыкает. Может быть поэтому мы всегда находимся в поисках этого чувства, но ограниченные городской суетой не находим его, заменяем искусственным суррогатом радости и удовольствия: в кинотеатрах, кафе, ресторанах и за кухонным столом с "пузырем".

Рыбалка началась

У нас же к моменту спуска в воду и после, прекрасное настроение просто лилось через край. И даже то, что места были слегка обловлены не снижало наш рыболовный настрой. Мы довольно быстро подобрали нужные "ключики" к нашей вожделенной рыбе и "посунулись" вниз по течению.

Хариус ловился равномерно в течение всего дня. Единственный мой "косячок" в том, что имея при себе нужные электронные гаджеты (видеокамера, фотоаппарат и даже диктофон) редко о них вспоминал. Слишком увлекался непосредственно главным процессом. Забегая вперед надо сказать, что за 4 дня мною было отснято материалов аж на 10 минут:) Для чего я их вожу?

Вечерело

Вечером не сговариваясь решаем здесь больше не оставаться. Готовим, традиционный в таких случаях, вкусный и ароматный рыбный ужин. Из нескольких ленков готовим "Хе с лимонным соком" и не съедая, полностью забираем его с собой (оно на следующий день просто в разы вкуснее, чем сразу приготовленное). И всё, опять впереди фар бежит дорога, окруженная темными стенами тайги.

Думаю, что каждого из нас, рыболовов, перемещение "от и до" занимает довольно внушительную часть времени, отведенную на всю "рыбалку" и в течение, казалось бы, монотонного и порой утомительного движения встречается нечто, что заставляет встрепенуться от дремоты и запоминается потом надолго.

Когда уже казалось, что разговоры "ни о чем" уже закончились, а преодолено было примерно 2/3 пути, вдруг в свете фар на дороге объявились два мечущихся объекта. Два моих друга, заядлых охотника, мгновенно отреагировали - козы! А уже через мгновение, ёпрст - да это ж тигрята.

Ослепленные дальним светом фар они несколько секунд не знали куда деваться прекрасно позируя нам. Боковым зрением слева от машины заметил движение и тут же понял - это же их мамаша движется параллельно с нашей машиной. Дальше, видимо, она своим детенышам дала как-то понять, куда надо валить и они исчезли из нашего поля зрения.

Останавливаться и посмотреть куда они делись что-то не очень хотелось, хотя любопытство прямо-таки раздирало, хотя и разодранным быть тоже не хотелось. И как назло видео регистратор был отключен, как мне казалось, за ненадобностью. Так что последнюю треть пути мы ехали бурно обсуждая случившееся, моделируя всяческие возможности, как бы нам хотелось бы поступить, если бы мы были бы более подготовленными. Короче, если БЫ, да как БЫ:)

Дальше всё просто и на наш взгляд обыденно. Приезд на планируемое место, где глубокую тишину ночи мы нарушили нашей походной электростанцией и освещением лампочки в 200 Вт (как же всё-таки удобно с ней обустраиваться), потом опять "стол" и отбой, но уже в полной тишине.

Мы очень любим маленькие речки, их ещё иногда называют "боковушками". Они всегда очень разнообразны по всей своей длине и интересны. Не всегда и не везде они отдают нам то, что в них имеется, вот и приходится "изгаляться", применять сноровку и креатив, чтобы завлечь из очень "крепких" мест речных обитателей. Этим, наверное, нас это и влечет. Нужно только запастись терпением и необходимым количеством мушек, грузил, поплавков и лески.

Речка Боковушка

Утром, когда мы сунулись в речку, стало понятно, что дождь не прошёл бесследно для этой речушки и вода немало замутнела. Насколько поднялась судить трудно, хотя кое-где пену по поверхности несло. Ну, да ладно, бывало и хуже, не боги горшки обжигают. Как и в прошедший день, мы довольно быстро подобрали нужные сочетания цветов наших мухо-козявок и весело заскользили туда, куда несла нас речка. А временами было очень даже скользко. Не жадничая, часа в 3, закончили нашу рыбалку с установленной нашей нормой, и пошли опять степенно хозяйничать на нашем биваке.

И вот, уже отвалившиеся от стола, полные блаженства и неги, нам предстояло не спеша, за житейскими разговорами коротать время у костра, ожидая установленный нами час отбоя. Потому что вылежать время от наступления темноты до рассвета просто невозможно, даже если принято "на грудь" изрядное количество. Не знаю кому как, но для меня лежать 12 часов без дела настоящая пытка.

На следующий день зашли вверх по речке до первого более-менее серьезного плёса. Вода значительно просветлела. Было почти по-летнему тепло, но хариус почему-то ловился немного хуже, чем вчера, при мутной воде. Решили, что он при небольшом количестве поднявшейся накануне воды успел нажраться и сейчас просто плавился, переваривая съеденное. Клевал нехотя, можно даже сказать, лениво. Было очень много мелкого и досаждавшего бесконечными "подергунчиками" хариуса. Так и шли, "калибруя", казалось, бесконечное количество рыбы.

Речка Боковушка

Мы всегда стараемся не оставлять после себя "пустыню", поэтому, как нам кажется, относимся к рыбалкам на горных речках бережно. И всё равно, нами, в итоге, поймано было довольно немало. Хотя с другой стороны, обыватели, с которыми нам приходится пересекаться в нашей жизни говорят: "и это всё что вы поймали", "да вы же проехали 1200 км, вы же потратили больше, чем приобрели" и т.д. и т.п. Раньше пытался что-то доказывать, спорил. Теперь нет такого желания. Свои чувства и ощущения передать мне видимо таким людям не удастся. Да и пусть они лучше со своим менталитетом сидят дома.

Четвертый день, это день отъезда и, чтобы не терять много времени на ходьбу, прошлись ещё раз по маршруту первого дня, особо не надеясь, что нас там будет ждать супер-клёв. В этот день отличились те же места на речке, что и в прошлый раз, только в гораздо меньших объёмах. Да и насыщение рыбалкой, тайгой было уже нами достигнуто. Немного с налетом лени закончили маршрут, а с ним и первую рыбалку октября.

В заключение отчета показываю на какие мухи лучше всего ловилось (все они в сухом и разодранном состоянии). Хотя всё это условно, потому что условия для рыбалки были разные ну и, соответственно, я думаю, что и хариус по разному на них реагировал. Но в целом, в нашем наборе мушек, оказались подходящие и в мутной воде, и в чистой.

Мушка на хариуса

И ещё. Так как из четырёх дней, два, оказались прямо-таки невероятно тёплыми, то помимо "летучих" клещей, мы нацепляли и настоящих. Впившихся не было, а вот ползающих и щелкающих своими челюстями было довольно не мало. Блин, раньше, в это время года, не замечал такой их активности. Так что осматривайтесь тщательнее, если что:)

Ну вот в общем-то всё.

Старался выложить не столько статистики, сколько своих ощущений, чувств. Может быть и зря, но это очень просилось наружу.

До встречи в следующем отчете.

Всем всех благ!

Оцените 1-й выпуск журнала этого блога. Давно планировал, и, вот, наконец-то...

X

Ознакомится с содержанием журнала можно скачав его ссылке.
Оценивайте, делитесь, предлагайте идеи.
Готов к разным разумным предложениям.

По традиции уже прилагается небольшое видео из того, что удалось снять