Оснастка удочки для ловли хариуса в горной речке

На прошлой неделе от читателя Константина через обратную связь на этом блоге (смотрите в меню "Сервисы") поступил вопрос о том "Как я оснащаю удочку для ловли хариуса?"

Вопрос об оснащении удочки на хариуса

Вопрос немного удивил (казалось бы. что может быть проще) и тем не менее я решил на него ответить.

Никого ничему не учу, просто показываю, как я это делаю вот уже много лет. Кстати, наш способ делает нас намного мобильнее, нежели раньше, когда мы волочили с собой и спиннинг и удочку.

Вот короткое видео об этом не хитром процессе.

Оцените 1-й выпуск журнала этого блога. Давно планировал, и, вот, наконец-то...

X

Друзья мои! Вышел 1-й выпуск моего журнала этого блога и это, как бы, его презентация.

Ознакомится с содержанием журнала можно скачав его ссылке.
Оценивайте, делитесь, предлагайте идеи.
Готов к разным разумным предложениям.

Успехов вам в нашем увлекательном деле

Подпишись на мой канал "Любимое время жизни", чтобы смотреть видео о рыбалке на горных реках и не только...

Не останавливаюсь, совершенствуюсь…

Оглавление заметок этой серии:

1. Как мне удалось стать харюзятником
  2. Хариус. Мои неосознанные попытки подбора «ключа» к нему
  3. Хариус начинает интересоваться моими произведениями
  4. Радостные и горькие уроки ловли хариуса
  5. Не останавливаюсь, совершенствуюсь…
  6. Скачать целиком весь отчет в формате .pdf вот тут

Окончание моей истории становления как харюзятника. Начало начиналось тут.

Почти неделю ходил с травмированной душой. Такого облома редко приходилось испытывать, и чтобы хоть как-то «зашоколадить» сезон, уговорил Вована и Алика поехать хотя бы на Синанчу, о которой было сказано в самом начале повествования. Сомнения о нормальной рыбалке там, спустя 10 лет конечно были. Забегая вперед скажу, да! Такого удручающего состояния речки я не ожидал. Местами на вялотекущих плесах в огромном количестве даже присутствовала обычная речная зеленая тина. И это в горной речке! Стоит ли говорить, что нам не удалось получить хоть какого-то удовольствия от рыбалки там и тогда.

К вечеру собираем пожитки и отчаливаем. При выезде на основную дорогу, нам повстречалась пара человек сидящих на перекрестке с приличной кучей рыболовного хозяйства. Поздоровались, и так между делом просто спросили особо, не располагая на нужный нам ответ: «Где можно поймать хариуса?». Ответ также был прост и лаконичен: «Довезете нас, покажем!».

Ну ладно, мы в этом году уже довольно многого испытали, решили, попробуем и этот вариант. Ехали мы в не мысленных позах, т.к. их вещи заполнили салон автобуса под крышу. Через 30 км пути по трясучей дороге мы вывались из него, приняв четкую форму вещей, которые огибали наши тела. Причем полянка, на которую мы прибыли была сплошь покрыта земляникой, естественно без ягод, что в будущем и определило название этого места. А река, на которую мы прибыли называлась Иман. А солнышко уже опускалось за сопки. А мы еще не ели ухи.

Наши попутчики в спешном порядке качали лодки и грузились, им надо было доплыть до какого-то известного им барака, до того как стемнеет полностью.

Мы же с Вованом без особого энтузиазма, налегке, взяли по спиннингу с вертушками и сделали по первому забросу. И тут же были атакованы бешеными ленками. Вот тебе на, однако, все не так плохо. Сделали по второму забросу, опа-на, у меня опять ленок, Ваван атаковал какой-то камень в воде и оборвал блесну. Пока он бегал за другой блесной мне удалось заманить еще трех ленков. Мужики бросили качать лодки и заинтересовались моей блесной. Посмотрев пожали плечами, сказали: «Как можно на эту хрень поймать?» отправились заканчивать свое дело. Блесна была «Black Fury» фирмы Mepps, № 3, на протяжении лет 15-ти последних прочно прописавшись в моей коробке. Прибежавший Вован последним забросом одолел еще одного ленка, килограмма на 2. И окончательно стемнело.

После этих нескольких минут рыбалки, сделал вывод, который продвинул меня дальше по рыболовной шкале. Мне теперь был нужен хороший штекерный спиннинг, длиной не менее 3-х метров, потому как мой телескопик 2,1 м меня уже не устраивал никак. Размеры реки и 3-х метровое «мотовило» Вована подтолкнули к этому решению.

Явно повеселевшие мы приготовили традиционный рыболовный ужин и спокойненько улеглись спать, грезя завтрашней рыбалкой.

Утром, выйдя на эту огромную реку, сначала было непонятно, как тут ловить хариуса. Первые метров сто до более-менее спокойного течения прошлись с блеснами, и не безуспешно. Алик умудрился в этой казалось бы горной реке выхватить щуку, по скромной оценке килограмма на три. Настроение у всех было радужное, все располагало к душевному отдыху, занятию любимым делом.

Ближе к перекату мы перестроились на удочки и мало по-малу начали завлекать хариуса. И пошло дело. Особенно у Алика, на одолженную у кого-то мушку из нити пояса монтажника. У меня такая была, поставил и… ничего. Внимательно посмотрел на его муху и увидел, что она вся раздербаненная и выглядит как микро-облако. А моя закатанная, твердая и гладкая. Беру нож и насильно им рыхлю по всей поверхности мушки. Получаю подобие его рабочей мухи. И процесс пошел. Я потом уже вечером на биваке надфилем прошелся по все своим «химиям». На всякий случай.

Удивило, за эти три дня мы тогда не встретили ни одного человека. Наверное, это были последние годы отличной рыбалки на Имане, потому что этому кайфу оставалось жить буквально 3…5 лет. За эти годы по Иману скатилась невероятно огромная армия страждущих и без тормозов «рыболовов». Вычистили речку окончательно.

А ведь казалось это невозможно!

Все следующие 2001…2003 годы мы провели на Имане. И относительно близко (250…270км), и великолепная рыбалка. Даже Катэн как-то слегка померк. Именно на Имане испытал самое большое количество цветов и оттенков различных ниток. Все равно твердой уверенности, как в цвете, так и в способе изготовления мух у меня по-прежнему не было. Конечно же, мы ловили, и когда нам не удавалось завлечь разыгравшегося хариуса, мы переходили на блеснение, которое в то время нас не подводило.

А ведь еще было увлекательнейшее ночное «мышкование». Но о нем, как-нибудь в следующий раз. Все-таки эта писанина, главным образом касается хариуса, моей самой желанной рыбе.

И еще, окрепла вера в большие реки (не поверите, проезжал всегда без желания в них порыбачить, потому как твердо был убежден, что весь хариус находится в речушках-боковушках).

В 2004 году поехали на Бикин, чуть дальше, чем описываемая ранее речка Тахало. Кто бывал там, помнит эти 13 км боевой дороги на «пятак» и еще 5 км убийственной тропы до самой реки Бикин. Хотя красота там обалденная.

В то время в том месте Бикин разбивался на несколько проток, в которых полно было хариуса. Что удивительно на «пятаке» бывало до десятка машин, а рыболовы мне встречались, никто не мешал (в принципе мне и раньше никто не мешал). Именно здесь обратил пристальное внимание, почему некоторые мухи хорошо «ловят». Это стало понятно, когда я, будучи в отличном настроении посмотрел на очередную свою козявку сквозь нее на солнце. Мне отчетливо были видны якобы «внутренности» её, а вокруг как небольшой ореол, создающий видимость панциря какого-то ракообразного в воде. Опустил в воду, присмотрелся – так и есть.

С этого момента мне стало полегче, с направлением развития мухостроения определился.

клубок волшебных ниток

Далее я обзавелся вот таким клубком «волшебных» ниток (это очень качественный и грубый мохер, причем цвета плавно переходят один в другой), поучился в Интернете у признанных мастеров козявко-вязания (спасибо Игорю Тяпкину) – и теперь как бы не имею особенных затруднений по части того, на что буду ловить хариуса наступающей осенью.

Чутка бы зрения поострей, а то совсем уж притупилось.

* * * * *

Вот так кратко выглядит мой путь к предпочтениям желудка хариуса.

Не останавливаюсь, совершенствуюсь…

И Вам того же! И таких же крупных красавцев хариусов, как в этом видео:

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Радостные и горькие уроки ловли хариуса

Оглавление заметок этой серии:

1. Как мне удалось стать харюзятником
  2. Хариус. Мои неосознанные попытки подбора «ключа» к нему
  3. Хариус начинает интересоваться моими произведениями
  4. Радостные и горькие уроки ловли хариуса
  5. Не останавливаюсь, совершенствуюсь…
  6. Скачать целиком весь отчет в формате .pdf вот тут

Продолжение эпопеи становления харюзятника. Начало чуть раньше

Зимой, побывав в Хабаровске, купил такого же масштаба карту Хабаровского края. Боже, сколько же всего нового для себя открыл. Не расставался с нею даже во сне. Так внимательно я не изучал даже Камасутру (шутка, мне её не приходилось даже в руках держать). Однако речка следующего года была выбрана.

И это был Катэн!

На этот раз сопротивление напарников было ничтожным и все быстро со мной согласились. А чтобы не портить отпуск (вдруг не проедем туда), решили поехать туда в разведку. И вот 13 августа 1998 года, кавалькада из трех машин (с нами в этот раз поехало уже пять преподавателей вышеназванного училища, причем среди них был настоящий профессор) отправилась в неизвестность.

Не боги горшки обжигают, так и нам удалось-таки добраться до речки Катэн без потерь. Правда, из-за отвратительного состояния дороги через Верхний Перевал нам пришлось убить более 11-ти часов на все 400 км пути. Но вознаграждение было отменным. Наш немногословный Григорий Иваныч только и произнес: «Хорошая речка, рыбная» (что потом подтвердилось не единожды). Постояв и налюбовавшись вдоволь на красивую, полноводную и стремительную речку принялись возбужденно готовить снасти. Кто что хотел.

Так как размер речки уже позволял без проблем блеснить – я этим и занялся. А то, что произошло с первых забросов, не забуду никогда. Ленки как будто выстроились для меня. Хватали вертушку жадно и засекались на весь тройник, без срыва. Азарт и адреналин лился чуть ли не из ушей. Опомнился я только тогда, когда оборвал блесну. Решил посмотреть и посчитать, что же я там накидал. Боже мой – их уже было 21.

Все сматываю и приношу на бивак в три захода всю рыбу. Больше я в этот день не рыбачил. Занялся приготовлением обеда-ужина. А нас в этот раз было уже 9 человек. Поэтому нам понадобилось эмалированное ведро ухи и целый стадион жареной рыбы. И это помимо того, что мы с собой привезли. В этот вечер все «оторвались» по полной. Сейчас даже трудно представить, но там, в том месте на Катэне не было НИКОГО кроме нас! Теперь там проходной двор. Но это будет еще впереди, а тогда мы объедались, пили и пели так, что в лесу даже не шевелились ночные мыши. Под утро уставшие, но удовлетворенные мы расползлись по машинам, кто был в силах.

На следующий день, кое-как, оклемавшись, мы с Жекой и Сергеем стали собираться домой, потому что в нашем распоряжении было всего два дня, а ребята остались еще на сутки. Примечательно, в этот раз я не поймал ни одного хариуса и не испытал ни одной мухи. Но зато разведка удалась и уже ни у кого не было сомнений, куда мы поедем этой осенью.

И это был год, в течение которого мы выехали на горные речки более 1-го раза.

К этой осенней поездке 1998 года к нам примкнул новый человек команды. Володя Мартынчук. И хотя он был много моложе каждого из нас, это ничуть не повлияло на общее взаимоотношения в команде. Мне очень нравилась его деятельная и пытливая натура. Если мне вдруг приходила в голову какая-то еще призрачная мысль, он тут же пытался претворить ее в жизнь, развить. Благодаря нашему сотрудничеству мое продвижение в муховязании стало продвигаться быстрее, и главное качественнее.

Все подробности этой поездки несколько истерлись в памяти. Но в целом рыбалка была суперская. Мы даже пытались коптить там же на берегу речки. Не имея опыта, а главное не нашлось желающего следить за процессом копчения (ведь все рыболовы), наша первая партия, состоящая примерно из двух ведер хариуса сварилась и рухнула на землю, смешавшись с песком и листьями. Ту, что была сверху, мы съели, остальное пришлось выбросить. На этом эксперименты с копчением были закончены.

Поиски материалов для вязания мух в то время привели меня к нескольким цветам:

1. Болотный
  2. Табачный
  3. Морковный, иначе можно сказать икряной
  4. Телесный

Все вышеперечисленные цвета, кроме морковного мне казались какими-то абстрактными. Ну что к примеру является болотным цветом, если в самом болоте целая гамма цветов. Пробовали все имеющиеся у нас в распоряжении цвета ниток серо-зелено-черного цвета с переменным успехом. А вот телесный цвет вызывал определенные ассоциации и приглядевшись внимательно на женские ножки вдруг осенило. Колготки! Обыкновенные капроновые женские колготки, которые практически не видны на их ногах!

Женщины нашей страны (во всяком случае моя жена) их не выбрасывают, а хранят их для какой-то цели. Когда я спросил Вику где она их складирует и объяснив для чего мне это нужно, в её глазах я видел недоверие и желание повертеть пальцем у виска.

Кое-как приспособившись наматывать тело мушек из этого капризного материала, сваял несколько «шедевров», лелея мысль об их уловистости (чуть позже покажу, как я это делал).

Кто ловил хариуса в ясный солнечный день, тот знает, как он бывает капризен в это время. Поймав одного двух он наотрез прекращает браться на ту же «химию», пока не заменишь ее на очередную, с которой история повторяется. При этом он крутится под ногами и никуда не уходит.

И вот в один из дней описываемой здесь рыбалки, мы как, обычно выстроившись в шеренгу из трех человек (Жека опять сушился. Любит "купаться", куда бы мы не приехали) развлекали подводных обитателей тем, что у нас было в наличии. Когда мой проверенный арсенал закончился, решил проверить колготочных. И дело пошло, и еще как пошло.

мушка для ловли хариуса из женских колгот

Хлопцы сильно заинтересовались, на что же я ловлю и когда я им сказал на что, в ответ услышал: «Не звизди» (звучит немного по-другому, но вы догадываетесь, что было сказано). В заначке их у меня было несколько штук, выдал им по одной. Но по-прежнему ловилось только на мою. Все молча терпели, пока Вован не изрек: «Я знаю почему у нас не ловится. Он себе мухи изготовил из лучшего места колготок, а нам от ж…пы». Посмеялись от души. Потом еще в течение нескольких лет эта история звучала приколом за разговорами у костра.

Еще эта рыбалка запомнилась как самая длительная за всю мою рыболовную историю. 14 дней и ночей. Нет, это определенно много, сидя на одном месте. Для сплава наверное нормально, но только не табором.

На следующий 1999 год опять на Катэн и к нам присоединились еще два человека, итого нас стало шестеро. С точки зрения общения – это неплохо, но с бытовой стороны не совсем хорошо. Планировали пробыть там 10 дней. Но к концу седьмого дня сложить рыбу было уже некуда. Действительно, рыба как с ума сошла. Мне в первый раз на рыбалке понадобились все мои примитивные приспособления для изготовления козявок, коих мы оборвали немалое количество. Год запомнился как самый хапужный. Мне еще никогда в жизни не удавалось видеть такое огромное количество пойманного хариуса, причем нами. Сейчас сожалею об этом. Я сам внес весомую лепту в то, что наблюдаю сейчас. Хариуса реально стало меньше. В тех местах. А в Имане так и подавно его совсем не стало, но об этом позже.

Должен констатировать, что и после этой рыбалки у меня не появилось стойкого ощущения понятия – с какой формой, цветом и прочими наворотами мушка считается уловистой. Все что изготавливал, ловило с переменным успехом. И порой количество пойманной рыбы напрямую зависело от количества испробованных мушек в день. Это поначалу интересно, но постепенно напрягает. Не было такого как сейчас, с утра её прицепил и не снимаю до вечера, клев стабильный.

Рыбалка начала нового века и нового тысячелетия на Катэне принесла самые негативные воспоминания. Все начиналось как обычно. В этот раз мы поехали впятером. Пятым членом команды был Смехун Алик со своим микроавтобусом. Приехали, затаборились, зарядились и в воду. Уровень речки был немного выше обычного, но не критичным, и вода была чистая. Поймали немного, приготовили ужин, поели. Уже конкретно вечерело. И вдруг, на тебе, инспекция, да еще и с милицией.

Начали предъявлять нам нарушения, что мы не должны здесь ловить и даже находиться. Мои жалкие попытки объяснить, что мы этого не знали разбились о незыблемое: незнание закона не освобождает от ответственности. Наверное мы бы заплатили штраф за нахождение на речке в период нереста кеты и на этом было бы закончено. Но один из членов нашей команды (крайне не трезвый) полез качать свои права, чем привел их крайнее раздражение. Все закончилось изъятием у нас орудий лова, лодки. Небольшое количество пойманной нами рыбы было пересчитано по головам, умножено на 250 рублей за хвост. Итого сумма штрафа округлилась до 38000 рублей.

Затем патруль все загрузил в грузовичок, выдал нам положенные в этом случае бумаги, со словами: «Ждем вас в понедельник на станции Хор в рыбинспекции» – укатили. А это была пятница. Легко представить наше настроение: от «Всех порву!» до «Что же делать?».

Утром в субботу мы нарубили себе удочек из вербы и как могли, приспособились к ловле хариуса. Также с помощью изоленты пришпандорили безынерционные катушки к палкам, изготовили из нихрома по паре пропускных колец и блеснили. Кое-как горечь вчерашнего инцидента подсластилась. Так как спиртного у нас было из расчета на 10 дней, а в распоряжении оставался всего один день, мы уничтожали запасы с рекордным опережением графика.

Утро воскресенья выдалось хмурым и безрадостным. Наверное от «перебора» накануне. Побродив бесцельно по биваку и отведав целительной воды из речки решил еще поспать. И удалось-таки.

Проснулся от невероятной суеты и хаоса на биваке. Алика, Женьки и Гришки не было, а Вован в спешном порядке как попало собирал пожитки и почти валом валил их в автобус. На мой вопрос «В чем дело?» получил ответ: «Григорий разрубил ногу топором». Разгоняя свои "тормоза" подключаюсь к сборам и через некоторое время мы выехали.

Подъезжая к Бамовской трассе повстречали поцарапанного Жеку, свалился с обрыва когда они меняли колесо на «Карине». От него же и узнали, что Алик с Гришкой умотали в Переяславку. И еще немного подробностей.

Ближайшая деревня от того места, где мы рыбачим называется Южное, и до него по таежной дороге 50 км. Когда наш экипаж с пострадавшим прибыл к их фельдшеру, то со слов Евгения Васильевича все было как в кино «Особенности национальной рыбалки». Стоило им только размотать бинт и ослабить жгут, как струя крови выстрелила в белый халат несчастной и она практически упала в обморок. Приведя ее в чувство и попытав, узнали, что нам сможет помочь ближайший хирург в поселке Переяславка. Куда они незамедлительно и отправились. А это целых 140 км.

Дальше были гонки. Нам в автобусе особо спешить было некуда, но, тем не менее, мы спешили. Надо же было еще умудриться не разминуться с ними.

Короче, немного поблукав, мы наконец-то воссоединились и затаборились у шоссейного моста через реку Хор. Григорий хоть и был бледен, но держался молодцом. От них мы узнали, что наша первая помощь и наложение жгута были почти профессиональными – так хирург сказал. Нам бы порадоваться за такие способности, но как-то было не до радости. Помимо всех трагических происшествий, нам предстояло на утро еще объясняться в Хорской рыбинспекции, домик которой был виден нам противоположном берегу.

В довершение всего в автобусе сломался ключ зажигания и остался в замке. А окна остались открытыми и закрыть их можно только от кнопки, которые не работали по причине излома ключа. Часа в 2 ночи пошел дождь с ветром и наш автобус превратился бы в аквариум, если б он быстро не закончился.

Утром в понедельник мы в виде делегации парламентариев прибыли к дверям конторы, которую считали виновной во всех наших злоключениях. Довольно симпатичная секретарша, узнав о цели нашего визита, провела нас в предбанник и предложила посидеть в ожидании.

За дверью кабинета кто-то громким начальствующим голосом «разносил» кого-то. Прислушавшись и услышав знакомое имя и отчество мы поняли что там дрючат нашего инспектора за какие-то промахи в его работе. Спустя пару минут он вылетел из кабинета красный, как вареный рак. Нас позвали внутрь.

Из короткой аудиенции нам дали понять, что протокол изъятия был составлен с грубыми нарушениями, по этой причине та неприличная сумма с нас взыскана не будет. Но за нахождение на реке в запретный нерестовый период нам каждому положено было заплатить штраф в размере по 300 рублей. Фу, как отлегло и полегчало. Отдали тыщу рублей, забрали все наше конфискованное барахло, изготовили новый ключ … И в 8 часов вечера были дома.

Оцените 1-й выпуск журнала этого блога. Давно планировал, и, вот, наконец-то...

X

Ознакомится с содержанием журнала можно скачав его ссылке.
Оценивайте, делитесь, предлагайте идеи.
Готов к разным разумным предложениям.

Опять, в части становления меня как харюзятника, не произошло почти ничего.

Предлагаю расслабится и посмотреть видео с моего канала "Упорство хариуса и счастье рыболова от его поимки"

А также подпишись на мой канал "Любимое время жизни", чтобы смотреть видео о рыбалке на горных реках и не только...